Страх успеха

Шаховой , удельный вес женщин среди руководителей различного уровня управления значительно уступает удельному весу мужчин. Рековской , каждый второй!? Было выявлено, что женщины-лидеры воспринимаются менее компетентными, особенно если подчиненные являются сторонниками традиционных, а не эгалитарных взглядов на лидерство, т. Показано также, что этот взгляд более присущ мужчинам . Предубеждение против женщин имеется и в нашей стране. Не отстают от мужчин и женщины: Но и многие женщины не считают себя способными выполнять функции руководителей высшего звена и соглашаются с мнением, что высокие достижения и женственность несовместимы. Однако дело не только во взгляде или мнении. Женщинам-менеджерам, например, дают меньше информации, или слишком короткие сроки для выполнения задания. Женщинам, как правило, не поручают заданий, которые дали бы им возможность приобрести необходимый опыт и проявить себя в качестве претендента на руководящую должность.

Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности (Е.П. Ильин)

Сущность гендерного конфликта и его специфика Страница 4 Вслед за М. Хорнер многие зарубежные исследователи считали страх успеха чертой, изначально присущей женской природе, рассматривали его как глубинный психологический барьер, имеющий место в женской психике. Исследования в области гендерной психологи позволяют рассматривать феномен мотивации страха или избегания успеха как специфическое психологическое состояние, сопровождающееся внутренним конфликтом, которое возникает в определенных социальных условиях и жизненных ситуациях и может быть преодолено.

Мотивационная гипотеза, то есть рассмотрение страха успеха как интрапсихической характеристики, уступила место когнитивной гипотезе, в рамках которой утверждается, что состояние избегания успеха формируется под влиянием социокультурной среды и полоролевых стереотипов. Женщины испытывают тревогу не по поводу достижений вообще, а лишь в тех областях, где они нарушают общепринятые полоролевые нормы.

В пользу роли внешних факторов на появление страха успеха свидетельствует женщинполитиков и женщинпредпринимателей ( Турецкая Г. В., ).

Но женщины вторгаются в сферу деловой активности быстрее и охотнее, чем мужчины — в область домашнего хозяйства. Ригидны и полоролевые стереотипы, влияющие на отношение женщины к самой себе и отношение к ней окружения в связи с деловой активностью. Итогом этого несоответствия является двойная занятость женщины — на работе и дома. Если женщина не просто наемный работник, а развивает собственную деловую активность, то к проблемам ролевой перегрузки добавляется комплекс специфических внутри- и межличностных переживаний.

В ряде исследований было показано, что карьера в бизнесе сложнее сочетается с выполнением семейных ролей, чем карьера в полотипичной профессии [1, 2], а также то, что успешные в деловой сфере женщины имеют специфические переживания и стратегии совмещения двух сфер — работы и семьи [3, 4, 5, 6 и др. Поэтому гипотезы, во-первых, о влиянии особенностей совмещения работы с семейно-бытовой сферой на деловую успешность женщины и, во-вторых, об отличиях в упомянутых стратегиях женщин с разной степенью деловой активности нельзя назвать новыми.

Они проверялись в нашем исследовании, в котором участвовали три группы работающих женщин, в различной степени проявляющих деловую активность, — от пассивного выполнения роли наемного работника до инновационной деловой активности на различных поприщах. Исследование проводилось в — гг. Выборка 1 30 чел. По этим же критериям подбиралась и выборка 2, но здесь достаточным для включения в выборку было соответствие критериям из названных.

Сейчас женщины, не довольствуясь ролью домашней хозяйки, работают наравне с мужчинами, занимают руководящие посты. Однако статистика показывает, что женщины значительно реже, чем мужчины , становятся руководителями, они медленнее поднимаются по служебной лестнице. Неужели пол влияет на карьерный рост? Возможно, место женщины все-таки на кухне, может быть, ей лучше быть тылом для успешного мужчины? Что влияет на карьерный рост человека, независимо от его пола?

ТУРЕЦКАЯ Галина Витальевна - кандидат психологических наук, лаборатория со- . выявить страх успеха социально-психологическими методами.

Результаты подсчетов по каждому пункту плана заносятся в протокол исследования табл. Обсуждение результатов После заполнения протокола участники занятия обсуждают в микрогруппах по 4—5 человек полученные результаты по следующим позициям: Затем рекомендуется обсудить полученные результаты и возникшие в ходе работы над сочинениями вопросы в общей группе.

В конце обсуждения преподавателю предлагается обратить внимание участников на то, как соотносятся особенности описания конфликта в сочинениях участников с выявленным гендерным стереотипом см. Здесь могут быть отражены следующие связи: В ходе обсуждения результатов задания участники часто обращаются к конкретному опыту и охотно описывают реальные случаи из собственной жизни или жизни знакомых им людей. В этом случае можно обсудить вопрос о том, насколько типичны или часто встречаются описываемые ситуации.

Участников нужно попросить сделать общий вывод о том, можно ли сказать, что в описаниях проявились гендерные предубеждения.

Эмоции и чувства

Евгений Ильин - Психология взрослости … Наблюдения и опросы современной студенческой молодежи, проведенные Л. Поповой, показали, что девушки стали чаще говорить об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и возможности не работать. Она полагает, что причинами изменений в ценностных ориентациях могут являться: Девушки имеют право выбора карьеры домохозяйки, но этот выбор должен строиться на отрефлексированной оценке возможных вариантов жизненного пути, на понимании и переживании его будущих последствий Л.

Оценка результатов крупномасштабного"эксперимента" по переориентации женщин на домашнее хозяйство уже имеется в мировой практике. Фридан , интервьюируя американских"хранительниц домашнего очага", обнаружила, что многие женщины ощущают неудовлетворенность и стыдятся этого, так как"знают", что, напротив, они должны чувствовать, насколько им повезло.

По данным этого исследования, страх успеха был выявлен у 65% женщин и женщинполитиков и женщинпредпринимателей (Г. В. Турецкая, ).

Ильин, доктор психологических наук, профессор, кандидат биологических наук. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение.

У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует средним значениям по тесту Векслера. Отсюда возникает задача контроля за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ.

Профессиональная карьера в период взрослости и пол

Гендерная идентичность и права человека: Обращение к категории идентичности дает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке. Проблема идентичности разрабатывалась представителями психоаналитической, интеракционистской, когнитивистской ориентаций.

Первыми к психологическому анализу феномена идентичности обратились сторонники психоаналитического направления.

Исследование страха успеха, проведенное Г.В. Турецкой (Турецкая, страх успеха как социально-психологическое явление присущ нашей культуре;.

Страх успеха Очень частое явление — страх успеха. Как только все начинает получаться и устаканивается — вдруг бац, и что-то внутри желает разрушить сделанное, или просто застопорить, не делать. Взаимосвязей очень много и они индивидуальны. Это и страх сепарации, и страх выиграть конкуренцию с родителем, стать успешнее его, чувство вины за этот успех. Это и вероятность выйти за общий семейный шаблон, по сути тоже сепарироваться — стать другим, а вдруг тебя успешного отвергнут и лишат прошлых ресурсов, и тебе придется идти дальше самостоятельно.

Если была гиперопека и отвержение при сепарации, например. Внутри словно говорит -"Не отпущу","Нельзя","Не получится - вот видишь? У каждого по-своему, но тема очень знакомая и интересная. Для некоторых людей он связан с такими внешними вещами, как достижение карьерных целей, например, высокая должность в компании или успешная защита диссертации.

Страх успеха: найти и обезвредить

Природное различие женщины и мужчины, осмысленное в мировой философии — это расщепление идеи человека и всеобщее расщепление мира по мере развития человеческих цивилизаций все в большей мере переходит из сферы чистого философского размышления в сферу социально-философского анализа. Этот сдвиг теснейшим образом связан с самим развитием социальной философии в — начале века, изменением представлений о характере соотношения теоретико-методологического пласта социальных наук, эмпирическими обобщениями и собственно философским осмыслением всей совокупности данных социологии, социальной психологии, социальной антропологии, других наук о человеке и обществе.

Актуальными вопросами тематики гендерных личностных конфликтов и кризисов гендерной идентичности, являются, во-первых, вопросы, касающиеся конкретизации причин возникновения конфликтов гендерного содержания.

Мотив достижения успеха, несомненно, носит положительный характер. . Турецкая, Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена / Г.В.

По ее представлениям, успех вызывает у женщин тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями - утратой женственности, потерей значимых отношений с социальным окружением. Успех в профессиональной сфере и в сфере значимых отношений семья, друзья представляется для женщины взаимоисключающим. Поэтому, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности. Хорнер считала страх успеха изначально присущей женской природе особенностью, тормозящей достижения женщин в любой сфере деятельности.

Другие психологи видели в появлении страха успеха влияние внешних факторов , , ; , , ; . В пользу последней точки зрения свидетельствует тот факт, что в тех ситуациях, где достижения приемлемы с полоролевой точки зрения, страх достижения успеха у женщин не появляется. Цицирелли показали, что страх успеха у женщин, занятых в медицине сфере, нетипичной для женщин Запада , выше, чем у учителей в сфере, типичной для женского пола. То же получено при сравнении женщин-инженеров с медсестрами.

Страх успеха достигал максимума, когда женщина находилась на вершине инженерной иерархии и имела много семейных обязанностей. Показано также, что страх успеха проявляется у женщин в меньшей степени, если они не составляют большинство в смешанной по половому признаку группе , или когда они работают в одиночестве. Вопрос о страхе успеха стал привлекать внимание отечественных психологов только в последние годы Турецкая, Страх успеха возможен и у мужчин, когда род их деятельности не соответствует их тендерной роли , , а также в тех случаях, когда они не хотят вызвать зависть своих сослуживцев.

Гендерный конфликт

Страх женщин перед успехом Мешает карьере женщин имеющийся у многих страх перед успехом точнее было бы сказать — боязнь успеха. , ввела в двухфакторную модель своего учителя мотивацию достижения успеха — избегания неудачи третий фактор — мотивацию избегания успеха. По ее представлениям, успех вызывает у женщин тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями — утратой женственности, потерей значимых отношений с социальным окружением.

Кроме того, женщина, испытывая вину перед детьми и мужем, подсознательно стремится отказаться от карьеры, тем более что культурные традиции не одобряют жен, добившихся большего успеха по сравнению со своими мужьями. Успех в сферах профессиональных и значимых отношений представляется для женщины взаимоисключающим. Поэтому, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.

Однако возникла другая проблема — появился"страх успеха". Часто я подходил к девушкам, будучи уверенным, что они откажутся.

Психологическое измерение лидеров женского предпринимательства 1. Психологические особенности личности женщин-лидеров Мне не хотелось бы представлять ситуацию таким образом, что психологические особенности женщин-лидеров, достигших успеха в бизнесе, принципиально отличают их от других женщин, а потому занятие лидирующей позиции и достижение успеха есть результат фатального везения или особой психологической структуры. За время моего пятилетнего взаимодействия с мужчинами и женщинами-предпринимателями определенно я могу сказать лишь одно - это люди, которые согласны постоянно двигаться вперед, менять себя или мир вокруг ради достижения целей и стремящиеся во чтобы то ни стало сохранить свое человеческое достоинство.

Именно эти свойства притягивают к ним других людей, деньги, удачу, как бы парадоксально это ни звучало для академического исследователя. Тогда, в ходе исследования года, выполненного на выборке московских предпринимательниц, выделилось четыре основных психологических параметра, которые сопровождали достижение успеха в бизнесе этих респонденток. Последующее осмысление полученных результатов и знакомство с социально-психологической литературой убедило меня в том, что данные психологические особенности могут предопределять успех любой профессиональной деятельности, где женщина является руководителем: Проблема изучения социально-психологического потенциала женщин-лидеров и особенностей их личностной структуры всегда в большей степени была предметом интереса западных, нежели российских исследователей.

Объясняется это многими причинами. Но прежде всего - невостребованностью женского лидерства и, как следствие, отсутствием аналитического интереса к данной проблеме. Отдавая должное первенству западных исследователей в этом вопросе, остановлюсь на наиболее интересных из них с одной целью - описать психологические особенности лиц, шагнувших в бизнес и сумевших достичь в этой деятельности успеха, чтобы в дальнейшем сопоставить имеющиеся данные с собственными наблюдениями в ходе консультативной работы и в процессе интервью.

Одно из интересных исследований такого рода было выполнено М.

Полное библиографическое описание издания

Ильин Евгений Павлович 4. Профессиональная карьера в период взрослости и пол Профессиональная карьера проходит ряд этапов. Первый — адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап — упрочение своего профессионального статуса; работник приобретает необходимые для успешной работы навыки и опыт, т. В этом периоде у многих начинается продвижение по службе, однако оно не может быть легким даже при наличии высокого профессионализма, так как чем выше должности, тем их становится все меньше и, следовательно, меньше остается возможностей должностного роста работника.

Феномен страха успеха: теоретические основы проблемы исследования . Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена.

Первый — адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап — упрочение своего профессионального статуса; работник приобретает необходимые для успешной работы навыки и опыт, т. В этом периоде у многих начинается продвижение по службе, однако оно не может быть легким даже при наличии высокого профессионализма, так как чем выше должности, тем их становится все меньше и, следовательно, меньше остается возможностей должностного роста работника.

Это вызывает у многих разочарование в своей карьере, они начинают искать новое место работы для удовлетворения своих амбиций. Третий этап — завершение карьеры; работник начинает думать о выходе на пенсию и стремится обеспечить себе различными путями более высокий заработок, поскольку размер пенсии будет существенно от этого зависеть.

На производстве, где работа сдельная, это может привести к увеличению напряженности труда, нарушению технологии, техники безопасности и травматизму. Типы планирования карьеры могут быть разными. Вертикальная карьера характеризуется наличием должностного роста, роста профессионализма и расширением должностных функций и полномочий.

Горизонтальный тип карьеры характеризуется ростом профессионализма, освоением смежных специальностей, расширением должностных функций. Расширенный тип карьеры связан с расширением должностных функций и полномочий при отсутствии профессионального и должностного роста.

СТРАХ УСПЕХА: ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА - Дипломная работа

Различия в свойствах эмоциональности у лиц женского и мужского пола сплошная линия - женский пол, пунктирная линия - мужской пол По данным П. Ковалева , у лиц женского пола больше выражена вспыльчивость эмоциональная возбудимость см. В отношении обидчивости существенных половых различий, по данным Ковалева, не выявлено, а оценки собственной мстительности у лиц мужского пола были выше, чем у лиц женского пола что видно на рис.

обязанности скорее из-за страха неудачи, неуспеха. Подобных Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена //.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса В. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью оценок собственных жизненных проявлений выявило, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости это соответствует приведенным ниже данным П.

Ковалева о большей вспыльчивости лиц женского пола , в меньшей степени по интенсивности, еще в меньшей степени по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости рис. Различия в эмоциональных свойствах и типах личности. Лица женского пола уделяют значительное большее внимание эмоциональным аспектам межличностных отношений и своим переживаниям.

Выборы в Турции: четыре партии делят турецкий парламент

Жизнь без страха не просто возможна, а полностью достижима! Узнай как избавиться от страхов, кликни здесь!